Главная » 2017 » Ноябрь » 12 » Как написать итоговое сочинение?
11:00
Как написать итоговое сочинение?
В первую среду декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение. Выпускнику предлагается пять тем сочинений, из которых ему нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена. Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только направления, в рамках которых будут даны темы. В 2017/2018 учебном году даны следующие направления: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

Данное сочинение было введено совсем недавно, поэтому многие выпускники задаются вопросом: «Как же писать это сочинение?». В данной статье мы ответим на этот вопрос! С тематическими направлениями, критериями и рекомендациями по итоговому сочинению 2017/2018 гг. мы подробно ознакомились в предыдущей статье. Повторяем, что для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы выпускник раскрыл предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привёл хотя бы один литературный аргумент.

Если вы ищете короткую инструкцию по написанию итогового сочинения, то вот она:
1) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к тому, что Вы будете доказывать в Основной части.
2) Написать Основную часть, в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов.
3) Написать Заключение, которое содержит главный вывод всего сочинения.

Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения, то приступаем:
При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только по одному из заявленных тематических направлений? Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.

1. Алгоритм работы над сочинением
Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.

Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:

2. Как работать с черновиком и планом сочинения
Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.

Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.

На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.

Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):

Например, раскрывая тему «Какой должна быть цель жизни?», можно нарисовать такую схему:


Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения — это концепция и структура вашей работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.

Приведём два примера составления плана:




3. Работа над композицией сочинения
Критерием оценки сочинения №3 является композиция, т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.

Традиционно выделяют три части сочинения:
1) введение, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.

Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:
ВведениеПодготовка к восприятию основных мыслей работы
Основная частьТезис 1
Доказательства, примеры (один или несколько)
Микровывод (обобщение написанного)
Логический переход к новой мысли

Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Логический переход к новой мысли

Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
ЗаключениеОбобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки)



3.1 Как писать введение
Варианты введения
Вид введенияОписаниеПример
ИсторическоеПредполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла... Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.
АналитическоеМожет содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.).Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твёрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждёт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
БиографическоеСодержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
ЦитатноеВ своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всё чаще приходится сталкиваться в обществе?
ЛичностноеПредполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Введение должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

3.2 Как писать основную часть
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.

Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
обратимся к..., вспомним также, остановимся на..., перейдём к...,необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть... (переход от одной мысли к другой);
итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать... (итог, вывод).


Использование литературных аргументов
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.

При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.

3.3 Как писать заключение
Варианты заключения
Вид заключенияОписаниеПример
Обобщение написанногоСамая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даѐт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.
Риторический вопросВопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?
Призыв к читателюПризыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?
ЦитатаСледует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.Бернард Шоу однажды сказал, что равнодушие – это величайший грех против ближнего. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, именно равнодушие постепенно внутренне опустошает человека, обрекая его на одиночество.

Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.

4. Типичные ошибки в сочинении
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:


Фактические ошибки
Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Вид ошибкиПример
1Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.)Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. (Пушкин никогда не бывал за границей)
2Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.)В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об Аркадии Кирсанове)
3Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведенияКогда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить»)

Речевые ошибки
Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.

Вид ошибкиПример
1.Употребление слова в несвойственном ему значенииЕсли мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.
2.Нарушение лексической сочетаемости словКабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.
3.Смешение паронимовДетство Максима Горького прошло в бедноте.
4.Неразличение синонимичных словРабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм.
5.Употребление слов иной стилистической окраскиКулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.
6.Неоправданное употребление просторечных, жаргонных словПлюшкин зациклился на почве жадности.
7.Употребление лишних словИван Денисович привык беречь каждую минуту времени.
8.Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)Писатель подробно описывает своего героя.
9.Неоправданное повторение словаАвтор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету.
10.Ошибки при употреблении фразеологизмовГлава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа.
11.Неудачное употребление местоименийЭто произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем.

Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Вид ошибкиПримеры
1Ошибочное словообразованиеУпрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться.
2Ошибочное образование формы существительногоЗемные недры вместо недра, опытные шофера вместо шофёры.
3Ошибочное образование формы прилагательногоБолее ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный.
4Ошибочное образование формы числительногоБолее пятиста вместо пятисот.
5Ошибочное образование формы местоименияИхней помощи вместо их помощи.
6Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастияЗаказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший.
7Нарушение согласованияЯ благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе...).
8Нарушение управленияЯ хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
9Нарушение связи между подлежащим и сказуемымВсе, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).
10Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкцияхВсе были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы).
11Ошибки в построении предложения с однородными членамиАвтор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).
12Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотомВернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
13Ошибки в построении предложения с причастным оборотомПоставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
14Ошибки в построении сложного предложенияРассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема... (правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...)
15Смешение прямой и косвенной речиНе случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)

Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.

При написании статьи была использована презентация.
Также вы можете ознакомиться со следующими материалами по итоговому сочинению:
Тематические направления, критерии, рекомендации;
Видеоуроки;
Онлайн-курс по подготовке к итоговому сочинению.
Просмотров: 29989 | | Теги: алгоритм работы, композиция, типичные ошибки, итоговое сочинение, план
Онлайн-школа Фоксфорд
ЕГЭ | ОГЭ Видеоуроки ЕГЭ | ОГЭ Пособия ЕГЭ | ОГЭ
Контакты