19:15 ОГЭ по русскому языку: как написать изложение? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В первом задании ОГЭ по русскому языку нужно написать сжатое изложение объёмом не менее 70 слов. Сжатое изложение представляет собой не простой пересказ, а новый, созданный текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли. Для начала посмотрим, каким критериям необходимо следовать, чтобы набрать максимальное количество баллов за изложение.
Как видно из таблицы, главным критерием является правильное сжатие текста. Недостаточно просто пересказать всё, что говорит автор; необходимо представить информацию в сжатом виде, использовав специальные приёмы сжатия текста. Вся информация в тексте подразделяется на главную и второстепенную. Ваша задача - сохранить главную информацию и избавиться от второстепенной. Сделать это можно с помощью следующих методов. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА 1. ИСКЛЮЧЕНИЕ. • Исключение повторов. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. ↓↓↓ Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности. • Исключение одного или нескольких из синонимов. Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ↓↓↓ Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. • Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Такие «знатоки» ↓↓↓ Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди. • Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение. Почему Куприн так часто менял свои профессии? ↓↓↓ Почему Куприн так часто менял свои профессии? Комментарий: наиболее важным из трех предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать приём исключения предложений: оставить только первое из трех. • Исключение однородных членов при обобщающем слове. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются ↓↓↓ Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. • Исключение одного или нескольких предложений. Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. ↓↓↓ Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. 2. ОБОБЩЕНИЕ. • Замена однородных членов обобщающим наименованием. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. ↓↓↓ Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. • Замена прямой речи косвенной. «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», – ответила горничная на вопрос великой балерины. ↓↓↓ Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья. • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? ↓↓↓ Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? 3. УПРОЩЕНИЕ. • Слияние нескольких предложений в одно. Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. ↓↓↓ Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. • Замена предложения или его части указательным местоимением. Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность. ↓↓↓ Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи. • Замена сложноподчинённого предложения простым. Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. ↓↓↓ Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением. а) замена придаточного определительного синонимичным определением; Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. ↓↓↓ Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом; Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. ↓↓↓ Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. в) сокращение количества частей сложного предложения. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными. ↓↓↓ Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания. Комментарий: из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными») оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ. Все приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе: Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. ↓↓↓ Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом. Последовательность проведения изложения Сжатое изложение проводится в следующем порядке. Организатор в аудитории даёт возможность экзаменуемым дважды прослушать аудиозапись исходного текста. Прослушивая аудиозапись в первый раз, участники экзамена могут делать записи в черновике. После первого прослушивания девятиклассникам даётся время (3-4 минуты) на осмысление исходного текста и работу с черновиками. Затем организатор в аудитории ставит аудиозапись второй раз – последний. Прослушав исходный текст, участники экзамена приступают к написанию сжатого изложения, используя основные приёмы сжатия.СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ • Объем изложения – не менее 70 слов. • При первом прослушивании текста не записывайте всё подряд. Сначала важно понять, какая информация главная, а какая – второстепенная; определить основную тему и микротемы; выписать ключевые слова. • Оставляйте интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. • Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия. • При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними. • Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности. • При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания. • Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации. • Что подлежит сжатию: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста. • Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Помимо инструкции по написанию изложения советуем: ● Готовые изложения; ● Полный сборник материалов ОГЭ по русскому языку. Для того, чтобы сдать ОГЭ 2020 по русскому языку на пятёрку, мы рекомендуем: ● Онлайн-курсы Годографа ● Онлайн-курсы Фоксфорда: – Тестовая часть – Изложение и сочинение ● Очные курсы в твоём городе ● Репетиторы Фоксфорда (онлайн) ● Репетиторы (вживую и онлайн) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 186455 |
| Теги: |