В 2013 году задания ЕГЭ по некоторым предметам претерпят изменения. Рассмотреть изменения важно не только для того, чтобы хорошо подготовиться, но и чтобы правильно определить шкалу перевода баллов ЕГЭ за 2013 год. Если в заданиях нет изменений и количество первичных баллов не меняется, то и шкала остаётся неизменной.
Так вот, посмотрим, какие же изменения планируют ввести в едином государственном экзамене в 2013 году. Одно из изменений является организационным: сократилась длительность экзаменов по математике, физике и литературе с 240 до 235 минут, а по информатике - с 240 до 230 минут. Хорошая новость для всех сдающих русский язык: время выполнения работы увеличено на целых полчаса - с 180 до 210 минут (а времени на сочинение часто не хватало - приходилось обходиться без черновика).
Рассмотрим подробно изменения в заданиях ЕГЭ по каждому предмету. Касательно пяти предметов - математики, физики, химии, биологии, иностранных языков - изменения в заданиях как таковые отсутствуют.
● Усложнено задание В5. Общее количество суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения. ● Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Экзаменуемый при написании эссе получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук. ● Скорректированы требования задания С9. ● Совершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.
● Часть 2 увеличена с 12 до 13 заданий. Добавлены блоки заданий на работу с исторической картой (В8–В11) и иллюстративным материалом (В12–В13). В целях оптимизации проверки сформированности комплекса умений, связанных с анализом исторического источника, изменена структура задания В9 (по нумерации 2012 г.) на работу с историческим источником. ● При выполнении задания В10 (по нумерации 2012 г.) на систематизацию исторической информации (выбор лишнего термина из предложенного ряда) требуется указать цифру, которой обозначен правильный ответ, а не выписать сам термин. ● В части 3 изменена структура задания С5. Новое задание предполагает приведение аргументов как в поддержку, так и в опровержение оценки определенного исторического явления, процесса. Максимальный балл за правильное выполнение задания С5 увеличен с 3 до 4. ● В задании С6 представлены на выбор не три, а четыре исторических деятеля, один из которых изучается в курсе Всеобщей истории. Задание С6 также усовершенствовано в направлении большей формализации при оценивании работ. По отдельному критерию (К3) оценивается указание основных результатов деятельности исторической личности. Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания С6, увеличен с 5 до 6.
● Одно задание с кратким ответом по теме «Кодирование текстовой информации» заменено на задание по теме «Рекурсивные алгоритмы» раздела «Элементы теории алгоритмов». ● Немного изменена последовательность заданий во второй части работы.
Существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий С2 и С4. Внесены уточнения в инструкции к заданиям.
● Количество заданий в части 2 сокращено с 14 до 13. Соответственно, общее количество заданий сократилось с 44 до 43, а максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 54 до 53. ● В КИМ 2013 г. включено новое задание базового уровня сложности (А24), проверяющее умение определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических процессов и явлений и задание повышенного уровня сложности (В5), проверяющее умение решать задачи на определения различий во времени в разных часовых зонах.
Что касается первичных баллов, то произошли изменения лишь по двум предметам - истории и географии - максимальное количество первичных баллов снижено на единицу. По остальным же предметам максимальный первичный балл остался неизменным - поэтому шкала перевода баллов ЕГЭ за 2013 год почти в точности соответствует шкале за 2012 год.